Генеральный совет шанхайских профсоюзов

К весне 1927 г. организации Генерального совета шанхайских профсоюзов (создан в 1925 г.) объединяли более 300 тыс. рабочих. В вооруженных рабочих дружинах состояло до 3 тыс. готовых к защите своих интересов бойцов. Чаи Кайши охотно выступал на "приветственных" митингах, которые в конце концов заканчивались избиением левых.

В то время как главнокомандующий, маскируясь революционными лозунгами, двигался к Шанхаю, его ставленники обрушивались на профсоюзных активистов, на всех, кто хоть как-то симпатизировал уханьскому правительству. Жертв террора часто водили по улицам, подвергали всяческим издевательствам, а сопровождающие визгливо проклинали "красных". Чан прославлял усилия рабочих в борьбе за свои права, а сам сразу же по вступлении 26 марта в Шанхай стал опираться на подпольный мир города для подготовки решающего удара по противникам.

И если в Шанхае иностранные концессии оказались в безопасности, сложнее выглядело положение иностранцев в Нанкине. Чан Кайши встретил с раздражением вести о столкновениях с иностранцами в Нанкине и обстреле этого города из орудий подошедших по Янцзы американских и английских кораблей. В его планы не входили какие-либо серьезные стычки с иностранными державами.

Прибыв в Шанхай, главнокомандующий решил без промедления вступить в контакт с англичанами, пригласив прежде всего к себе представителей лондонской печати, но все английские корреспонденты отказались иметь с ним дело. Было решено дать интервью шанхайской печати. Комментируя заявление Чан Кайши, корреспондент "Дейли телеграф" не стал сдерживать себя в выражениях: "Я тщательно читал этот странный документ, свидетельствующий о том, что умственные способности Чан Кайши немногим превышают умственные способности среднего кули".

В оценках английского радетеля интересов британской короны не могло, конечно, не присутствовать и чувство расового превосходства, но они отражали настроения в иностранной колонии, относящейся с подозрением к лидеру Гоминьдана. Чан Кайши считал своим долгом развеять такого рода настроения. Он обещает принять необходимые меры по охране иностранной собственности, реорганизации военных отрядов, руководимых коммунистами.

"Нет необходимости иностранным державам, делал он успокоительные заверения на пресс-конференции 31 марта, посылать войска или боевые корабли в те местности либо города, которые должны быть взяты под контроль НРА, поскольку мы берем полную ответственность по защите жизней и собственности иностранных граждан... Это правда, что мы намереваемся отменить неравноправные договоры и пересмотреть все иностранные концессии. Но мы сделаем это не путем применения военной силы или толпы, а путем использования дипломатических каналов".

Американская сторона предпочла преподнести обстрел Нанкина как можно в более элегантных выражениях. Это был всего лишь "заградительный огонь", имеющий целью предотвратить гибель американских граждан. 1 апреля 1927 г. уханьское правительство лишило Чан Кайши поста главнокомандующего НРА. "Это не мое личное дело, реагировал Чан, это ответственность, которую я взял и отнюдь не вправе снять с себя.
Читать статью

Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV-VI века)

Период Троецарствия (Вэй, Шу и У) сменил Восточную Хань. В ходе войны за престол между военачальниками было создано новое государство Цзинь (265 – 420).

В начале IV века Китай был подвергнут опасному нашествию орд кочевников – гуннов, цянов, сяньбийцев, цзе и других. Весь Северный Китай перешел под владение кочевников, которые основали здесь свои царства – так называемые 16 варварских государств Китая. Большая часть китайской знати переселилась на юг и юго-восток, и основанное ими государство получило имя Восточная Цзинь.

Кочевники приходили волнами – одна за другой, и после каждой из них в Северном Китае образовывались новые государства, а вместе с ними и династии. Однако, все они принимали традиционные для Китая названия (Чжао, Лян, Янь, Вэй, Цинь и др.).

В это же время начинается своеобразная варваризация образа жизни оседлых китайцев – появляется неслыханная жестокость, массовые убийства, нестабильность, бесконечные перевороты власти. С другой стороны, кочевники перенимали опыт китайского управления государством, упрочения власти – мощь конфуцианской китайской цивилизации в конечном счете погасила нашествия варварских племен. Они подверглись «китаизации». К концу VI века потомки кочевников уже полностью ассимилировались с китайцами.

В Северном Китае между продолжалась столетняя борьба между некитайскими царствами – в итоге верх взяло государство Тоба Вэй (Северная Вэй), которое объединило в себе весь Северный Китай (бассейн Хуанхэ_ и к концу V века в войне против южнокитайского государства Сун распространившееся до берегов Янцзы. Уже в VI веке, как уже было сказано выше, захватчики-сяньбийцы уже успели ассимилироваться с местным населением.

С началом варварского вторжения на север Китая, которое сопровождалось массовыми убийствами и порабощениями местного населения. Население численностью до миллиона – в первую очередь, знать, богачи и образованные, включая императорский двор, быстро перебрались на юг, в районы, которые относительно недавно присоединились к империи. Эти люди, заселяя речные долины, начинали заниматься земледелием – выращиванием риса. Вскоре они превратили Южный Китай в главный земледельческий район империи. Уже в V веке урожай начал собираться дважды в год. В связи с этим китаизация и ассимиляция местного населения очень быстро ускорилась, колонизировались новые земли, развивались старые города и основывались новые. Юг же стал очагом китайской культуры.

Одновременно начинает укреплять свои позиции буддизм – на севере и юге было построено более 10 000 монастырей. Количество монахов достигло численности 2 миллиона человек. В немалой степени такому быстрому развитию буддизма послужило падение из-за варварских вторжений и междоусобиц конфуцианства – официальной религии китайского государства. Первые китайские буддисты, которые поспособствовали скорейшему распространению буддизма – приверженцы даосизма. Именно они начали переводить с санскрита на китайские древние буддийские тексты. Буддизм вскоре стал процветающей религией в Китае.
Читать далее